МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ - ДЕТСКИЙ САД № 3
П. НАДВОИЦЫ
Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ДЕТСКИЙ
САД № 3 П. НАДВОИЦЫ
Дата: 2023.09.20 10:27:50 +03'00'
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ
основной общеобразовательной программы дошкольного образования
муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения –
детский сад №3 (корпус 3,4) п. Надвоицы
2023 - 2024 учебного года
Нормативные правовые акты, регулирующие порядок оказания муниципальной
услуги;
✓
Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
✓
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования, Утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31
июля 2020 г. N 373.
✓
Приказом Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 № 1022
«Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
✓
Приказом Министерства Просвещения РФ от 25.11.2022 № 1028
«Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»;
✓
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 – 2020
«Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
оздоровления детей и молодежи»;
✓
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685
– 2021;
✓
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
✓
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013
№ 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного
образования»;
✓
Письмом «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства
образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08-249;
✓
Уставом муниципального общеобразовательного учреждения.
При составлении учебного плана ДОУ
ориентировалось на стратегии и тактики
образования, сформулированные в национальной доктрине образования в РФ, в уставе ДОУ;
учитывали социально-экономические, научно-культурные особенности Карелии, мнения
участников образовательного процесса - педагогов, родителей (законных представителей) и
органов государственно-общественного управления.
Учебный план является локальным нормативным актом, устанавливающим перечень
образовательных областей и объем учебного времени, отводимого на проведение занятий
как
1
деятельности, направленной на освоение детьми одной или нескольких образовательных
областей, при этом данное распределение не является жестко регламентированным и
предусматривает возможность интеграции.
Учебный план соответствует, реализуемым в Детском саду основной общеобразовательной
программе – образовательной программе дошкольного образования и адаптированной
основной образовательной программе дошкольного образования для обучающихся с
ограниченными
возможностями
здоровья,
отражает
образовательные
области,
предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования (далее – ФГОС ДО), гарантирует ребенку получение комплекса образовательных
услуг в соответствии с утвержденным муниципальным заданием.
✓
При составлении Учебного плана учитывались следующие принципы:
✓
принцип развивающего образования;
✓
принцип научной обоснованности и практической применимости;
✓
принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
✓
принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей
и задач;
✓
принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями
✓
и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных
областей;
✓
построение образовательного процесса с учетом возрастных особенностей
дошкольников;
✓
принцип гибкости;
✓
принцип преемственности дошкольного и начального общего образования;
✓
принцип учета индивидуальных особенностей детей;
✓
принцип учета приоритетной направленности деятельности Детского сада.
Используются комплексные программы
• «Детство» /под редакцией Т.И. Бабаевой и др./разработана в соответствии ФГОС
2014 год. (корпус 3,4);
• Комплексная образовательная программа дошкольного образования для
детей с
тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7
лет под редакцией Нищевой Н.В (корпус 3).
Парциальные программы:
✓
«Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркина, Н.Н. Авдеева
✓
«Физическая культура – дошкольникам» Л.Д. Глазырина
✓
«Играйте на здоровье! Л.Н. Волошина
✓
«Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Нищева Н.В.
✓
«Цветные ладошки» И.А. Лыкова
✓
«Мы» Кондратьеваева
✓
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князева, М.Д.
Маханева
✓
«Театр – творчество - дети» Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович и другие.
Данные программы утверждены Федеральным экспертным советом Министерства
образования и науки РФ, что дает возможность строить учебный план в соответствии с
требованиями государственного стандарта.
2
Выбранное сочетание программ и проектов обеспечивает целостность образовательной
работы и содействует эффективному решению проблемы преемственности при постепенном
переходе из одной возрастной группы в другую. Содержание данных программ способствует
целостному развитию личности ребенка дошкольного возраста по основным направлениям:
✓
✓
✓
✓
✓
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие,
которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и
индивидуальных особенностей. В соответствии с ФОП ДО и ФАОП ДО каждой
образовательной области соответствуют определенные направления деятельности. Реализация
Учебного плана предполагает обязательный учет принципа интеграции образовательных
областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, их
склонностями и интересами, потребностями родителей, а также с учетом рекомендаций авторов
реализуемых программ.
Основными задачами плана непосредственно образовательной деятельности являются:
• Регулирование объема образовательной нагрузки
• Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов к содержанию
воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
• Обеспечение единства всех уровней (федерального, регионального и ДОУ).
В 2023-2024 учебном году в ДОУ функционируют 13групп:
Корпус 3
6 групп:
Общеразвивающие:
I младшая (с 2 до 3 лет) - 2 группы;
Средняя группа (4-5 лет);
3 группы для детей с ОНР:
Средняя речевая группа (с 4 до 5 лет);
Старшая речевая группа 2 (с 5 до 6 лет);
Подготовительная группа (с 6 до 7 лет).
Корпус 4
7 общеразвивающих групп:
II группа раннего возраста (с 1 до 2 лет);
II младшая (с 3 до 4 лет);
Средняя группа (с 4 до 5 лет);
Старшая группа (с 5 до 6 лет); 2 группы
Подготовительная группа (с 6 до 7 лет) -2 группы.
В структуре учебного плана выделяются обязательная часть и часть, формируемая
участниками
3
Образовательных отношений. Объем обязательной части составляет не менее 60% от ее
общего времени; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более
40%.Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации
требований ФГОС ДО.
Обязательная часть предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во
всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.
Обязательная часть основной общеобразовательной программы образовательной
программы дошкольного образования Детского сада соответствует Федеральной
образовательной программе дошкольного образования (далее – ФОП ДО), утвержденной
приказом Министерства просвещения РФ от 25.11.2022 № 1028
Обязательная часть адаптированной основной образовательной программы дошкольного
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья разработана в
соответствии с Федеральной адаптированной образовательной
программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (далее – ФАОП ДО), утвержденной приказом Министерства просвещения РФ от
24.11.2022 № 1022
Вариативная учебного часть плана представлена направлением по физическому развитию
(ОФП) и рассчитана на развитие детей старшего дошкольного возраста с целью увеличения
двигательной активности детей, повышения качества развития физических навыков у детей.
ОФП (общефизическая подготовка) для детей первой и второй группы здоровья, одно
занятие в неделю для детей подготовительной группы (для всех корпусов).
Восполнение пропущенного учебного материала осуществляется в ходе индивидуальной
работы с ребенком. Для этого используются игры, игровые упражнения, обучающие
проблемные ситуации, другие методы и приемы в зависимости от вида занятий и поставленных
задач. В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены
программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных
областях, видах деятельности и культурных практиках, методики и формы организации
образовательной деятельности.
Учебный план МКДОУ№3
ориентирован на организацию непосредственно
образовательной деятельности в режиме 5-ти дневной рабочей недели. Непосредственно
образовательная деятельность осуществляется с 1 сентября по 31 мая. Продолжительность учебного
года составит 36 недель.
Учебный план групп
- раннего возраста (с 1 года до 2 ух лет) составлен с учетом:
❖
адаптационного периода (4 недели: со 01 по 30 сентября);
❖
каникулярного времени /4 недели: с 18.12.22 по 15.01.23;
Итого: 36 недель – 4 недели адаптационный период – 4 недели каникул
=28 недель
- ранний возраст (с 2 до 3 лет) составлен с учетом:
❖
каникулярного времени /4 недели: с 18.12.23 по 14.01.24;
Итого: 36 недель – 4 недели каникул = 32 недели
- дошкольного возраста (с 3 до 7 лет) с учетом:
❖
каникулярного времени /4 недели: с 18.12.23 по 14.01.24;
Итого: 36 недель – 4 недели каникул = 32 недели
-групп для детей с ОНР (с 4 до 7 лет) с учетом:
4
❖
каникулярного времени /4 недели: с 18.12.23 по 14.01.24;
дополнительные каникулы /25марта – 31марта 2024г /
Итого: 36 недель – 5 недель каникул = 31 неделя.
Данный учебный план составлен для организации деятельности с детьми раннего возраста с
1 до 3 лет и дошкольного возраста с 3 до 7 лет. Занятия в группах раннего возраста и первой
младшей группе проводится по подгруппам, сформированным с учетом уровня развития
воспитанников.
В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.3648-20, продолжительность занятий:
✓
в группах раннего возраста (с 1 до 2 лет) не более 10 минут;
✓
в первой младшей группе (с 2-3 лет) не более 10 минут,
✓
во второй младшей группе (с 3-4 лет) не более 15 минут,
✓
в средней группе ( с 4-5 лет) не более 20 минут,
✓
в старшей группе (с 5-6 лет) не более 25 минут,
✓
в подготовительной к школе группе не более 30 минут.
В первой половине дня в младших, средних и старших группах планируются не более двух
занятий, а в подготовительных группах – не более трех.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня
✓
в группах раннего возраста – 10 мин;
✓
в младшей группе – 30 мин.;
✓
в средней группе – 40 мин.;
✓
в старшей группе – 1ч.15 мин.;
✓
в подготовительной группе – 1ч.30 мин.
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая
реализацию дополнительных образовательных программ, для детей раннего и дошкольного
возраста составляет:
✓
2-я группа раннего возраста (от 1 года до 2 лет) - 10 видов - 1 час.40мин.;
✓
I младшая группа (от 2 до 3 лет) - 11 видов - 1 час. 40 мин.;
✓
II младшая группа (от 3 до 4 лет) -12 видов - 3 часа;
✓
средняя группа (от 4 до 5 лет) - 12 видов - 4 часа;
✓
старшая группа (от 5 до 6 лет) -14 видов - 5 час.50 мин.;
✓
подготовительная группа (от 6 до 7 лет) – 15 - 17видов - 7.30 - 8.00 ч.
Занятия по музыкальному развитию и физическому развитию проводится со всей группой.
Количество непосредственно образовательной деятельности и ее продолжительность, время
проведения соответствуют требованиям СанПиН 2.4.3648-20
В группе детей старшего дошкольного возраста занятия во второй половине дня
планируется не чаще 3-х раз в неделю, преимущественно двигательного и художественноэстетического характера.
Перерывы между занятиями составляют не менее 10 минут.
В середине занятия статического характера проводится физкультурная тематическая
минутка (продолжительность 2-3 минуты).
5
Содержание Программы в полном объеме реализуется в совместной и специально
организованной деятельности педагогов и детей, а также через оптимальную организацию
самостоятельной деятельности детей.
В летний оздоровительный период педагогами организуются занятия как деятельность,
направленная на освоение детьми модулей «Образовательная область «Художественно –
эстетическое развитие» и «Образовательная область «Физическое развитие». В
соответствии с Планом работы в летний оздоровительный период, организуются
физкультурные и музыкальны досуги и развлечения, подвижные и спортивные игры,
праздники, экскурсии, увеличивается продолжительность прогулок. Коррекционноразвивающая работа проводится специалистами по индивидуальным планам работы с детьми.
В соответствии с ФОП ДО занятия рассматривается, в т. ч. как деятельность, направленная
на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с
использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется
педагогам самостоятельно. Занятие является формой организации обучения, наряду с
экскурсиями, дидактическими играми, играми-путешествиями и другими. Оно может
проводиться в виде образовательных ситуаций, тематических событий, проектной
деятельности, проблемно-обучающих ситуаций, интегрирующих содержание образовательных
областей, творческих и исследовательских проектов и т. д. В рамках отведенного времени
педагог может организовывать образовательную деятельность с учетом интересов, желаний
детей, их
образовательных потребностей, включая детей дошкольного возраста в процесс
сотворчества, содействия, сопереживания.
При организации занятий педагог использует опыт, накопленный при проведении
образовательной деятельности в рамках сформировавшихся подходов.
Таким образом, введение термина «занятие» не означает регламентацию процесса. Термин
фиксирует форму организации образовательной деятельности. Содержание и педагогически
обоснованную методику проведения занятий педагог может выбирать самостоятельно.
В общеразвивающих группах
занятия по физическому развитию и музыкальной деятельности проводится со всей
группой детей.
Музыкальную деятельность с детьми осуществляют музыкальные руководители,
физическое развитие во второй младшей, средней, старшей и подготовительной к школе
группах – инструктор по физической культуре, в группах раннего возраста (от 1 года до 3 лет) –
воспитатели.
В общеразвивающих группах квалифицированная коррекция нарушений развития детей
проводится через подгрупповые и индивидуальные занятия с учителем – логопедом и
педагогом психологом в соответствии с расписанием их деятельности по результатам
проведения психологической диагностики и диагностики речевого развития дошкольников.
Количество занятий по оказанию логопедической помощи и состав групп определяется
Распоряжением
Минпросвещения России от 06.08.2020 № Р-75 «Об утверждении примерного Положения
об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность».
В группах компенсирующей направленности: образовательную деятельность в рамках
области «Социально-коммуникативное развитие» проводят воспитатели, интегрируя ее
содержание с тематикой логопедической работы, проводимой учителем-логопедом;
в образовательный процесс в области «Социально-коммуникативное развитие» желательно
вовлекать родителей (законных представителей) обучающихся, а также всех остальных
специалистов, работающих с детьми с ОНР;
6
содержание занятий по развитию речи тесно связано с содержанием логопедической
работы, а также работы, которую проводят с детьми другие специалисты;
обучение изобразительной деятельности осуществляет воспитатель в ходе специально
организованных занятий и в свободное время, элементы рисования, лепки, аппликации
включаются в логопедические занятия, в занятия по развитию речи;
музыкальные занятия проводят совместно музыкальный руководитель и воспитатель, при
необходимости в этих занятиях может принимать участие учитель – логопед.
Во всех группах компенсирующей направленности занятия проводится по подгруппам (5 -7
человек) и индивидуально. Занятия по музыке и физической культуре проводятся со всей
группой детей.
Музыкальную деятельность с детьми осуществляют музыкальные руководители,
физическое развитие детей в возрасте от 3 до 8 лет – инструктор по физической культуре.
Ведущим специалистом в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
является учитель – логопед. Коррекционная работа осуществляется учителем – логопедом через
подгрупповую и индивидуальную работу в соответствии с учебным планом и планом
специалиста.
Содержание образовательной деятельности по освоению детьми образовательных областей
отражено в Расписании занятий. Время проведения занятий, их продолжительность,
длительность перерывов, дневная суммарная образовательная нагрузка определена в
соответствии с СанПиНом 1.2.3685 - 21
С целью повышения эффективности учебно-воспитательной деятельности применяем
педагогический мониторинг, который даёт качественную и своевременную информацию,
необходимую для принятия управленческих решений. В учреждении выстроена четкая система
методического контроля и анализа результативности воспитательно-образовательного процесса
по всем направлениям развития дошкольника и функционирования ДОУ в целом. Учебнометодическое обеспечение соответствует ФГОС, условиям реализации основной
общеобразовательной программы дошкольного образования.
Проведение промежуточной итоговой диагностики проводится:
✓ ранний возраст (в эпикризные сроки -1 г. 3 мес.; 1г. 6 мес, 1г. 9 мес.; 2г. бмес.; Згода),
✓ дошкольный возраст (октябрь – 2023 года, апрель - май 2024 года).
✓ в логопедических группах со 01 по 14 сентября – логопедическое обследование.
7